Система управления безопасностью полётов
В соответствии с требованиями закона РК от 15.07.10г. №339-IV «Об использовании ВП РК и деятельности авиации», типовой инструкцией по управлению безопасностью полётов при обслуживании воздушного движения, утвержденной приказом Министра транспорта и коммуникаций РК от 28.03.11г №173, в июне 2012 года в РГП «Казаэронавигация» образован департамент по управлению безопасностью полётов для организации, внедрения и обеспечения функционирования системы управления безопасностью полетов (СУБП) в Предприятии.
Организация и внедрение СУБП направлено на обеспечение контроля факторов опасности (угрожающих факторов) с целью минимизации влияния системы ОрВД в общем объеме возникновения авиационных происшествий и инцидентов, а также привлечения всего персонала, связанного с безопасностью выполнения полётов, к достижению установленных уровневых показателей.
При организации СУБП используется системный подход к управлению безопасностью полётов, включающий необходимую организационную структуру, определение ответственности персонала по вопросам безопасности полётов, руководящие принципы и процедуры.
Основными задачами СУБП являются:
- определение фактических и потенциальных источников опасности для безопасности полётов;
- организация процессов по разработке и принятию корректирующих действий, необходимых для поддержания приемлемого уровня безопасности полётов;
- обеспечение постоянного мониторинга и регулярной оценки обеспечиваемого уровня БП.
Применяемая функциональная схема функционирования СУБП представляет собой статический и динамический компоненты, в основе которых лежат процессы/подпроцессы выявления источников опасности, основанные на сочетании реагирующих, проактивных и прогностических методов сбора данных о безопасности полётов:
- внешние аудиты и инспекционные проверки уполномоченного органа в сфере гражданской авиации;
- внутренние аудиты по БП;
- оценка БП при изменениях в системе ОрВД;
- система обязательных и добровольных сообщений;
- анализы/расследования событий в системе ОрВД;
- анализ фактов выдачи предупреждений STCA, MSAW.
Для определения эффективности обеспечения безопасности полётов в Предприятии введены уровневые показатели, при разработке которых были использованы документы ИКАО и Евроконтроля. Данные показатели были согласованы с уполномоченным органом.
Техническая поддержка основных процессов функционирования системы управления безопасностью полётов обеспечивается интернет порталом департамента по УБП, работа которого, в целях защиты информации, осуществляется по локальной сети Предприятия.
Основной задачей Портала является частичная автоматизация процессов по управлению безопасностью полетов РГП «Казаэронавигация», таких как:
- предоставление обязательных и добровольных сообщений специалистами служб ОВД и ЭРТОС и их автоматическая обработка;
- автоматическая обработка сообщений аварийного оповещения (АЛР), поступающих по сети AFTN;
- обеспечение возможности отправки добровольных сообщений (СМС) с мобильных телефонов;
- автоматическая обработка файлов с информацией по срабатыванию сигнализаций STCA;
- мониторинг выполнения планов корректирующих мероприятий.
На портале также сформирована база данных с информацией по безопасности полётов, полученной в ходе производственной деятельности Предприятия при ОрВД, которая представлена в виде:
- отчетов по внутренним аудитам;
- отчетов/анализов по расследованиям событий;
- ежемесячных информационных бюллетеней;
- анализов по БП (полугодового, годового);
- анализа данных по срабатыванию STCA.
Формирование базы данных направлено, прежде всего, на проведение эффективного анализа полученной информации о фактических или потенциальных недостатках в обеспечении безопасности полётов. Доведение информации посредством ее размещения на портале способствует повышению уровня осведомленности персонала предприятия в вопросах безопасности полётов и, следовательно, повышения уровня культуры безопасности всего Предприятия.