Ломая стереотипы: женщины Казахстана на высотах авиационных профессий
Создана 12.03.2024 11:10
Традиционно принято считать «мужскими» или «женскими» специальности, где доля представителей одного пола составляет более двух третей. С этой точки зрения, авиация еще остается преимущественно мужской средой не только в Центральной Азии, но и во всем мире. Однако быстрый рост числа женщин в этой отрасли свидетельствует о постепенном изменении этой тенденции. По данным Международной ассоциации пилотов доля женщин-пилотов в мире в среднем составляет 5%, лидирующие позиции у Индии, где воздушным судном управляет 13% женщин.
Примечательно, что «феминизация» гражданской авиации наблюдается и в Казахстане, где женщины до сих сталкиваются с предрассудками и стереотипами, но демонстрируют выдающиеся достижения в авиации.
К слову, в Казахстане на самом высоком уровне государственного аппарата наблюдается ответственное отношение к развитию гендерного равенства. Кроме Закона О государственных гарантиях равных прав и возможностей мужчин и женщин, существует национальная Стратегия гендерного равенства, а также требование к работодателям по увеличению доли женщин на руководящих постах.
Но все начинается с выбора профессии вчерашними школьницами. Интересная тенденция наблюдается в Академии гражданской авиации города Алматы (Казахстан), где растет число девушек, выбирающих различные авиационные специальности. За последние три года доля поступающих девушек вырос с 19% в 2021 году до 25% в 2023 году. Особенно впечатляет увеличение числа девушек, желающих стать пилотами, с 10% до 15% за этот же период. В ряды студентов-пилотов Академии первая девушка была принята в 2005 году, и с тех пор женщины становятся все более представительными в этой сфере.
Растет количество женщин, работающих в отрасли гражданской авиации. Совсем недавно на должность Председателя Комитета гражданской авиации назначена Салтанат Томпиева, начавшая свой путь с простого специалиста в отрасли гражданской авиации с опытом работы 26 лет. Стоит отметить, что в руководстве Авиационной администрации Казахстана из 13 руководителей 4 представительницы женского пола. Среди руководящего состава отрасли Генеральный директор аэропорта г.Актау, третьего по величине Казахстана - Меруерт Жолдыбаева. В Академии гражданской авиации член правления Директор по развитию, член правления – Баян Журтыбаева.
Впечатляющие результаты демонстрируют и выпускницы Академии гражданской авиации. Среди них есть уже и командиры воздушного судна, например, Диана Ибраева. Одна из выпускниц Ардана Ботай выбрала военную карьеру и сейчас командует экипажем многофункционального истребителя. Акерке Шопатаева, кстати, мама четверых детей, управляет вертолетом. Еще один пример – полностью женский экипаж, состоящий из командира воздушного судна, второго пилота и двух бортпроводников, ставший звездой социальных сетей и СМИ в середине прошлого года. Все члены этого экипажа родились и получили образование в Казахстане, среди которых второй пилот Ажар Несипбаева также является выпускницей Академии. Их истории различны, но их всех объединяет страсть к небу и стремление к достижению высот в авиации.
Важно отметить, что в Казахстане имеется уникальная возможность стать пилотом за счет государственного гранта. Академия гражданской авиации является единственным высшим учебным заведением страны, который готовит специалистов летного и наземного состава, в следующем году собирается отметить свой 30-летий юбилей. За свою историю учебное заведение подготовило более 7,5 тысяч квалифицированных специалистов. Причем, среди выпускников Академии имеются граждане стран ближнего и дальнего зарубежья.
В соответствии с заявленной миссией Академия проводит комплекс мер, направленных на повышение качества и эффективности подготовки кадров для авиационной отрасли путем совершенствования образовательных программ в соответствии со стандартами Международной организации гражданской авиации (ICAO), Европейского агентства по безопасности полетов (EASA). Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA В учебном заведении функционирует учебный центр по авиационной безопасности ICAO, Центр тестирования EALTS и другие. Словом, действующие специалисты проходят курсы повышения квалификации, есть программы магистратуры и докторантуры. Академия гражданской авиации совместно с международными партнерами готовится к стандартам EASA по подготовке пилотов и инженеров. Европейского союза и к 2025 году запланировано, что вуз перейдет на стандарты.
За последние десятилетия гендерное равенство прошло нелегкий путь. Вдохновляющих примеров становится все больше - Мицуко Тоттори совсем недавно стала Президентом японской авиакомпании Japan Arilines. Конечно, есть еще к чему стремиться, но есть все предпосылки увидеть больше казахстанских женщин среди руководителей авиационной отрасли. Ведь в Казахстане, как и во всем мире наблюдается дефицит авиационных специалистов. В стране равноправный доступ к образованию женщинам и мужчинам, больше женщин занимают высшие руководящие должности, права женщин значительно расширяются. В этом контексте Академия гражданской авиации может стать важным участником перемен в авиационной отрасли. Студентки имеют равные шансы в отношении подачи заявлений, поступления и успеваемости. Женщины преподают в Академии, работают в науке, способствуя гендерному равенству и равноправию полов. В целом, высшее учебное заведение может помочь устранить гендерное неравенство в обществе в целом, в отечественной авиации в частности, мягко ломая стереотипы без революций, став позитивной силой на пути к гендерному равенству.
1052 просмотра