ruenkz

Создание электронных данных о местности и препятствиях (eTOD) и картографической базы данных аэродрома (AMDB) как очередной этап цифровизации аэронавигационных данных

Создана 18.04.2019 11:51

  

Куралбеков Ернат,

Начальник отдела дизайна летных процедур и картографии

Департамента по управлению аэронавигационной информации

РГП «Казаэронавигация»

 

Прогресс не стоит на месте и с развитием технологий, увеличением воздушного транспортного потока и количества аэродромов Организация международной гражданской авиации предъявляет все больше требований к обеспечению безопасности полетов. Одним из таких требований является предоставление электронных данных о местности и препятствиях (eTOD) и картографических данных аэродромов (AMDB).

Создание eTOD и AMDB также предусмотрено Программой развития предприятия РГП Казаэронавигация, утвержденной Приказом Председателя комитета гражданской авиации и Целевой программой развития системы управления аэронавигационной информацией Республики Казахстан, утвержденной приказом Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан.

Наряду с международными и программными документами, создание eTOD отмечено в национальных Правилах обеспечения аэронавигационной информацией в гражданской авиации, утвержденных приказом Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан.

Необходимость более глубокой интеграции вопросов авиационного планирования на региональном и государственном уровне подробно рассматривается в Глобальном Аэронавигационном Плане (Doc 9750-AN/963 Пятое издание – 2016год). В Данном документе государствам предлагаются необходимые решения путём введения одобренных на основе консенсуса систем блочной модернизации авиационной системы (ASBU), которые определяют стратегию модернизации авиационной отрасли.

 

Модернизация существующей Интегрированной базы аэронавигационной информацией позволила государству существенно продвинуться вперед и выполнить свои международные обязательства по предоставлению аэронавигационной информации и данных в электронной форме в виде массивов данных в обще одобренных на глобальном уровне форматах.

Устранение несоответствийEANPG(Европейская группа аэронавигационного планирования)

На 17 Сессии EANPG были установлены несоответствия по отсутствию данных в районе4 в трех аэродромах: Астана, Алматы, Атырау.

Ниже приведен снимок страницы актуального AIP (Сборник аэронавигационной информации), на котором показаны предоставляемые данные о местности и препятствиях по районам.

Предоставляемые данные отвечают всем требованиям документов ИКАО. Аэронавигационные несоответствия, выявленные EANPG, касательно предоставления данных о местности и препятствиях в районе 4 были устранены путем привлечения к работе специалистов компании-поставщика программного обеспечения. Данные по указанным аэродромам предоставляются в полном объеме.

eTOD (Электронные массивы данных о местности и препятствиях)

Электронные данные о местности и препятствиях - это цифровое отображение рельефа местности и препятствий, представленное в виде наборов данных.

Набор данных рельефа - это цифровое представление высоты местности в нескольких отдельных точках. Основные характеристики базы данных местности включают геометрическое распределение / положение дискретных точек, горизонтальную / вертикальную точку отсчета и конкретные единицы измерения. В контексте eTOD местность определяется как «поверхность Земли, содержащая природные объекты, такие как горы, холмы, хребты, долины, водоемы, постоянный лед и снег и исключающие препятствия».

База данных препятствий - это цифровое представление препятствий, которое включает в себя горизонтальную и вертикальную составляющие. В контексте eTOD препятствия определяются как: все стационарные (временные или постоянные) и мобильные объекты или их части, которые

а) расположены на участке, предназначенном для наземного движения летательного аппарата;

b) простираются над определенной поверхностью, предназначенной для защиты воздушного судна в полете;

c) стоят вне указанных поверхностей, но которые были оценены как важные для аэронавигации.

 

Охватываемые районы для массивов электронных данных о местности ипрепятствиях определяются, как:

– район 1: вся территория государства (Рис. А8-2);

– район 2 представляет собой зону в пределах радиуса 45 км от контрольной точки аэродрома и подразделяется на районы 2а, 2b, 2с и 2d (Рис. А8-2);

– район 3: зона, примыкающая к рабочей площади аэродрома, которая вгоризонтальном направлении простирается от боковой кромки ВПП на расстояние90 м от осевой линии ВПП и на расстояние 50 м от боковой кромки всех другихчастей рабочей площади аэродрома (Рис. А8-3);

– район 4: зона, простирающаяся на расстояние 900 м от порога ВПП и 60 м скаждой стороны продленной осевой линии ВПП в направлении захода на посадкуна ВПП, оборудованную для выполнения точных заходов на посадку по категорииII или III (Рис. А8-4).

На сегодняшний день электронные данные о местности и препятствиях созданы для 8 наиболее крупных аэродромов Казахстана.

Пользователями данных являются такие компании как Lufthansa Systems, NavBlue, Jeppesen, SpiceJet, Brussels airlines и др. В основном, авиакомпании используют электронные данные о местности и препятствиях для расчета максимальной взлетной массы. 

 

Сферы применения

Добавление в состав Интегрированной базы новых баз данных о местности и препятствиях открыло для Государственного провайдера аэронавигационных услуг, в частности для диспетчеров, и конечных пользователей (пилотов авиакомпаний) аэронавигационной информации и данных возможности их применения в следующих сферах:

а) система предупреждения о близости земли с функцией оценки рельефа местности в направлении полета и система предупреждения о минимальной безопасной абсолютной высоте (MSAW);

b) определение запасных схем для использования в случае аварийной ситуации при уходе на второй круг или взлете;

с) анализ эксплуатационных ограничений воздушного судна;

d) построение схем полетов по приборам (включая схему полета по кругу);

е) определение процедуры снижения при полете по маршруту и места аварийной посадки;

f) управления наземным движением и контроля за ним (A-SMGCS);

g) составление аэронавигационных карт и бортовые базы данных.

Эти данные могут также использоваться в рамках других видов применения, таких как летный тренажер и системы технического зрения, и могут оказать помощь в определении ограничения относительной высоты или устранения препятствий, представляющих опасность для аэронавигации.

 

AMDB (Картографическая база данных аэродрома)

AMDB – это база данных аэродрома. Набор данных AMDB описывает пространственное расположение аэродрома посредством объектов (например, ВПП, рулежные дорожки, места стоянки ВС), обладающих геометриями, описанными как точки, линии и полигоны, а также атрибутами (например, тип поверхности), которые предоставляют дополнительные сведения, повышающие ситуационную осведомленность пользователя или дополняющие наземную навигацию, улучшая тем самым уровень безопасности полетов и эксплуатационную эффективность.

Назначение

  1. Определение позиции воздушных судов на земле по отношению к ВПП, рулежным дорожкам и конструкциям аэропорта без необходимости применения бумажных карт.
  2. Инструмент для определения, выдерживания и восстановления ситуационной осведомленности.
  3. Помогает пилотам прирулении и определении местоположения воздушного судна по отношению к:

- ВПП;

- РД и точкам предварительного старта на рулежных дорожках;

- Местам стоянки.

Массивы картографических данных аэродрома содержат картографические данные аэродрома, состоящие из элементов аэродрома. Элементы данных поделены на классы, где каждый класс представляет генеральные (главные) категории соответствующих элементов.

 

AMDB организован из 11 классов (featureclasses), которые представляют из себя:

1. ВПП (runways);

2. Вертолетные площадки (helipads);

3. РД (taxiways);

4. Перроны (kaprons);

5. Вертикальные структуры (vertical structures);

6. Зоны проведения ремнтных и строительных работ (construction areas);

7. Водные поверхности (water);

8. Наиолее опасные местоположения (hotspots;

9. Структуру маршрутов на поверхности аэродрома (aerodrome surface routingnetwork);

10. Зоны осветительного оборудования (surface lighting)

11. Качество данных (and quality data).

Начиная с 2019 года картографическая база данных аэродрома доступна для двух главных аэродромов страны: Астаны и Алматы. Данные для базы были получены как непосредственно от управления аэропортов, так и путем оцифровки космических снимков.

 

Сферы применения

Массивы картографических данных аэродромов Астаны и Алматы используются в следующих сферах применения в области аэронавигации:

a) составление связанной с аэродромом аэронавигационной информации, включая NOTAM;

b) управление ресурсами и аэродромными средствами;

c) выпуск аэронавигационных карт;

d) учебные/летные тренажеры и системы искусственного зрения.

 

Планируемое обновление систем ОВД до требуемого уровня с функцией маршрутизации позволит использовать данные AMDB для:

1) информирования о местоположении и маршруте, включая движущиеся карты с указанием местоположения собственного судна, управления наземным движением и контроль за ним (например, A-SMGCS);

2) информирования о движении, включая наблюдение, обнаружение и предупреждение о несанкционированных выездах на ВПП.

 

Создание баз картографических данных для аэродромов Астана и Алматы облегчит процесс оперирования в этих крупных аэродромах, что является сложной комбинацией многих активностей, выполняемых разными заинтересованными сторонами (пилоты, диспетчеры воздушного движения и на перронах, операторы наземного транспорта, бригады, выполняющие работы по реконструкции и обслуживанию инфраструктуры аэродромов, персонал, реагирующий на возникновения опасностей и специалисты по обеспечению безопасности, персонал, связанный с обеспечением полетов). Все они должны работать слаженно для обеспечения безопасных и эффективных операций на аэродроме. Центральным источником получения данных для принятия правильных операционных решений стала база картографических данных аэродрома, которая сформирована на основе индустриальных стандартов и в соответствии с положениями ИКАО.

 

Модернизация также сделала возможным полномасштабный переход к производству публикаций аэронавигационной информации и аэронавигационных карт из интегрированной базы аэронавигационной информации с последующей ее готовностью питать данными гарантированного качества системы управления воздушным движением и системы управления наземным движением и контроля за ним (A-SMGCS).

В завершение отметим, что сегодня цифровизация - это естественный процесс перехода к информационному обществу, поддержания конкурентоспособности, совершенствования технологий и развития в целом. Она охватила почти весь мир и все сферы деятельности. В нашей стране цифровой трансформации способствует государственная программа «Информационный Казахстан», утвержденная в 2013 году. И, согласно программе, «для обеспечения роста транспортно- логистической отрасли требуется внедрение транспортной системы, которая бы содействовала увеличению транзитного потенциала путем управления транспортными средствами, усилению безопасности на транспорте путем оперативной обработки информации и выработки оптимальных и рациональных решений и управляющих воздействий».

2872 просмотра